Кризис: Время набирать профессионалов.

Максим Егоров

"Самое время набирать профессионалов"

  • 18 ноября 2008 года, 09:30

Мировой финансовый кризис продолжает оставаться экономической новостью, которая не сходит с первых полос большинства деловых изданий. О том, какие последствия ожидают мировую финансовую систему и как скоро стоит ожидать завершения экономических катаклизмов, BFM.ru решил расспросить финалистов конкурса «Предприниматель года», который проводится компанией Ernst & Young на протяжении 22 лет. Мы задали бизнесменам три вопроса: ощутили ли они начало кризиса на деятельности своей компании, планируют ли они сокращать инвестпроекты, персонал и зарплаты своих сотрудников и когда, по их мнению, стоит ожидать окончания финансовых катаклизмов.

Управляющий партнер Юридической фирмы «JBI Эксперт» (Ростов-на-Дону) Ольга Проскурина:
Критических изменений в сфере деятельности их компании пока не происходит, и говорить о его влиянии на наш бизнес пока рано. Что будет дальше – довольно сложно прогнозировать. Думаю, оценить влияние кризиса его последствий для ростовских игроков рынка юридических услуг можно будет в конце года. Однако думаю, что, к сожалению, негативное влияние кризиса неизбежно.

Несмотря на незначительное снижение клиентской активности, мы не планируем сокращение штата. Данная мера коснулась, или же коснется, если говорить о малом и среднем бизнесе, скорее тех предприятий, чей штат персонала чрезмерно раздут, а руководство, оценивая заметные финансовые трудности, только получило повод взвесить все «за» и «против» определенных единиц персонала — то есть начнут освобождаться от малоэффективных кадров, чтобы найти новые таланты. Компаниям нужно придумывать маркетинговые ходы. Как, например, можно платить меньше квалифицированным работникам? Нужно, наоборот, усиливать мотивацию по сохранению ценных кадров. Наименее эффективные, негибкие компании будут вынуждены уйти с рынка. В этом смысле финансовый кризис выполняет санирующую функцию для рынка.

В связи с кризисом частично изменились наши планы на следующий год. Сдвинулись сроки по постройки собственного офиса. Развитие смежных направлений в структуре Группы приходится переносить на неопределенный срок вследствие низкой покупательской способности.
Говоря о возможных сроках окончания кризиса, Проскурина отметила, что это явление, которое не возникает за один день, так же как за один день и не кончается. В кризисе выигрывает тот, кто умеет жить по средствам и использует любую возможность для самосовершенствования. Предпринимателям нужно позитивно принять все изменения на рынке и сконцентрироваться на поиске возможных решений возникших проблем.

Президент косметико-фармацевтического холдинга «KOSMOTEROS GROUP» (Москва) Михаил Хазов:
Наш холдинг ориентирован на выпуск и продвижение продуктов в области красоты и здоровья в среднем и высоком ценовом сегменте, поэтому продажи, главным образом, зависят от покупательной способности потенциальных клиентов. 

Влияние финансового кризиса на эту составляющую в России будет происходить с определённой задержкой и явно не коснётся всех слоёв и групп. В настоящее время Холдинг не имеет кредитных обязательств, поэтому потенциально возможное некоторое снижение объёмов продаж не окажет существенного влияния на работу в целом. 

В то же время финансовый кризис может оказать благотворное влияние на соотношение уровня зарплаты и производительности труда, так как сейчас по этому показателю мы катастрофически уступаем большинству экономически активных стран Европы, Америки и Азии и теряем свою конкурентоспособность. Все последние годы в России именно персонал диктовал работодателю свои правила игры. При этом зарплаты неуклонно росли, а производительность и квалификация падала. Возможно, угроза сокращения числа потенциальных рабочих мест и снижение их финансовой привлекательности станет побудительным фактором роста эффективности труда сотрудников большинства российских компаний.

Мы сейчас находимся в состоянии совершенствования и отладки бизнес-процессов на выбранных направлениях развития, а новые проекты не планировались изначально. Компания довольно быстро росла и уже с начала этого года в Холдинге проводится перегруппировка и осуществляются серьёзные изменения в системе корпоративного управления.
Я думаю, что Россия будет испытывать серьёзное влияние финансового кризиса в определённых областях, в том числе и в экономике, в течение всего следующего года.
Слабые и неустойчивые бизнес-системы сойдут с дистанции, сильные получат шанс для дальнейшего роста и развития. 

Кризис лишь ускоряет и обостряет эти процессы. Усилиями сверху невозможно сделать российскую экономику инновационной, это может сделать только высококонкурентная внешняя среда, которая не уговаривает, а заставляет.

Генеральный директор издательства «Манн, Иванов и Фербер» (Москва) Михаил Иванов:
Мы уже ощутили влияние кризиса. Розничные сети стали задерживать платежи. Но мы рассчитываем, что спрос на деловую литературу только вырастет. В сложных условиях менеджерам приходится больше думать и чужой опыт в этом может помочь. Так, после кризиса 98 года продажи деловой литературы значительно выросли. Мы сокращаем затраты и будем вынуждены сократить персонал. Это болезненная, но необходимая мера. 

Инвестиционные программы и планы на ближайшее будущее также изменяются. Мы пересмотрели нашу производственную программу на первое полугодие и запустим меньше проектов, чем планировали. Мы сфокусируемся на продвижении того портфеля, который уже накоплен издательством. 

Думаю, что окончания кризиса будет очень не скоро. На мой взгляд, рецессия продлится 2-3 года. В отличие от 98 года, мы сейчас имеем системный мировой кризис. При этом Россия очень зависима от цен на энергоносители и западных кредитов. Высоких цен и дешевых кредитов еще долго не будет. Нас ждет фундаментальная переоценка ценностей и цен активов.
Хотя в конечно итоге, я думаю, что кризис оздоровит нашу экономику.

Президент ООО «Велле» (Санкт-Петербург) Сергей Выходцев:
По ощущениям мои сотрудники стали более нацеленными на результат, а не на процесс как было ранее. Как следствие сократились сроки проектов, поднялась эффективность. Моя позиция «долго нанимай, быстро прощайся» и это никак не связано с наступлением кризисов. Ежегодно не позднее декабря, всех не эффективных сотрудников мы ротируем. То есть переводим на те роли, где они в состоянии проявить и реализовать себя, либо «отпускаем на волю», из практики так лучше для обеих сторон. Поэтому для нас текущее положение вещей, когда большинство компаний закрыли либо закрывают свои подразделения, связанные с новыми разработками, на руку. Последний раз что-то подобное, когда массу талантливых людей, отправили на улицу, было в 1998 году. Что и послужило одним из ключевых факторов успеха Быстрова. Мы смогли собрать на проект группу ярких профессионалов, в обычных рыночных условиях просто недоступных для start up проектов. 

По вполне понятным причинам для гигантов наступили непростые времена. Пока Danone, WBD и прочие согласуют со своими Советами директоров новую стратегию, пройдет время. Velle – маленькая компания с сугубо предпринимательской философией. Либо мы быстрые, либо мертвые. Стратегические решения принятые сегодня вечером, уже завтра с утра мы на всех парусах будем воплощать в жизнь. Кризис открыл для нас новые, прежде закрытые по уровню инвестиций двери. Вопрос лишь в том сможем ли мы воспользоваться возможностями, которые возникают раз в десять лет? О том, когда завершиться кризис, по моим данным, не знает даже Гринспен.

Генеральный директор ООО «Арлони» (Москва) Аркадий Лопухов:
На бизнесе своей компании, я ощутил воздействие разговоров о мировом финансовом кризисе. Банки подняли проценты по факторингу и кредитам. Похоже, многим организациям выгодно сочинять страшилки про мировой финансовый кризис. Самое время набирать профессионалов — они стали более позитивно реагировать на предоставляемое нами вознаграждение за предлагаемую ими квалификацию. И их лояльность к компании в условиях кризиса существенно возросла. Однако наши планы на будущее не менялись. Ожидать окончания кризиса стоит тогда, когда наскучит о нем говорить. Думаю в начале следующего года.

Генеральный директор сети супермаркетов «Азбука Вкуса» (Москва) Владимир Садовин:
Кризис повлиял, прежде всего, на возможность привлечения заемных средств: сейчас их трудно найти под разумный процент. Соответственно, приходится корректировать планы развития и оптимизировать структур затрат. Однако сокращать следует не персонал и зарплаты, а функции, в которых отпадает необходимость в такой ситуации. Повальное сокращение лишь свидетельствует о панических настроениях. Сейчас мы скорректировали планы по региональному развитию и сосредоточились на Москве, которую считаем ключевым для себя рынком. В данной ситуации неблагодарно давать какие-то прогнозы, но по планам нашей компании оживления можно ожидать только к следующей осени.

По материалам сайта http://www.bfm.ru/news