- Top Executive
- \ Антикризис
- \ Финансовый кризис: что делать с персоналом?
О финансовом кризисе и управлении персоналом размышляет Александр Крымов, директор по развитию НОУ «Академия практической психологии».
Живем, как на вулкане. Только успокоились, начали заботиться об инвестициях в персонал, всякими там обучениями и развитиями, KPI и CRM… и на тебе – кризис! Вчера думали: «Где взять?», сегодня – «Как уволить?».
СМИ лучше не смотреть, не читать и не слушать. Оценки «экспертов» – с точностью до наоборот. Одни говорят, что кризис нас не касается, у нас, дескать, не такой развитый фондовый рынок, да и зря ругали правительство за пресловутый Стабфонд – пригодился. Другие – что «ужас-ужас-ужас, все пропало, шеф». Кстати, кто-нибудь знает, что такое эти самые биржевые индексы с их падением или повышением? И почему «укрепление» доллара, евро и рубля это – хорошо, или плохо?
Средства массовой информации ведут смутный шорох о сокращениях персонала вследствие кризиса. Так что, пора всех увольнять, а самим скупать соль и спички? Давайте разберемся.
Я не специалист в макро-экономике. Думаю, что и специалистам зря деньги платят, иначе мы с вами уже знали бы, куда бежать. Главный вопрос для меня: что делать сегодня, здесь и сейчас не на уровне страны, а в отдельно взятой компании? Рассмотрим некоторые предложения по этому поводу.
Говоря о кризисе, якобы внезапно обрушившемся на наши головы, отмечу – он бушует в России уже три года! Это кризис рынка труда. Практики рекрутеры об этом знают не понаслышке, а состоит он в следующем:
• Резкое возрастание требований работодателей к работникам: берут (в отличие от 90-х гг.) только опытных, качественных специалистов.
• Взаимно: резкое возрастание требований работников к работодателям: соискатели хотят зарплату выше рынка, полный соцпакет, соблюдение ТК, не зависимо от реальной собственной ценности как работника.
• Категорически не хватает грамотных и опытных ИТР и квалифицированных рабочих. Наладчик станков и механик –становятся VIP – персонами. Человек, способный работать Главным механиком или Главным энергетиком – король.
• Рабочие на стройках – граждане соседних стран, с сомнительной квалификацией. А на высокотехнологичных станках работают крестьяне – выходцы из умирающих деревень.
• Зато избыток полуграмотных юристов, экономистов и психологов, подготовленных, как в начале войны учили летчиков: взлет и посадка с грехом пополам.
В результате – парадокс: только вчера (в буквальном смысле) у нас был дефицит кадров, а сегодня – наоборот, срочно думаем, кого увольнять.
Бизнес-консультанты любят говорить, что китайский иероглиф, означающий «кризис», состоит из двух частей: «беда» и «возможность». Мои знакомые китаисты утверждают, что это неправда, но прислушаться стоит. Давайте не будем паниковать! Задача специалистов по работе с персоналом сейчас – определиться, что можно и должно делать в данной ситуации. Минус на минус зачастую дает плюс не только в арифметике. Глядишь, не проиграем, а то и выиграем.
Руководители крупных компаний сейчас ломают головы не только над тем, как сократить персонал, но и как сделать это лучше, выгоднее… На мой взгляд, подобные вопросы звучат странно. Желание сократить затраты на персонал ясно и с точки зрения реальной ситуацией в стране, и с точки зрения инструментария (провели анализ затрат в разных сегментах своего предприятия, и увидели, насколько отдача от сотрудников соответствует ожиданиям владельцев).
Одна моя знакомая HR постоянно получала запросы от руководителей подразделений: «Когда нам повысят зарплату?». Кончилось тем, что она предложила всем обращающимся в письменном виде ответить на вопрос: «Что вы полезного для компании сделали за последнюю неделю?». Ответов не было, и просьбы тоже прекратились.
Понятно, что все работники хотят больше зарабатывать. А сколько из них задаются вопросом: «А что я такого делаю, чтобы мне не просто больше платить, а вообще платить?». Описанная ситуация имеет и обратную сторону: руководство компании знает, кому и за что она платит? По моим наблюдениям, увы, немного руководителей могут дать внятный ответ на этот вопрос. На деле оказывается, что компании содержат маркетологов и рекламистов, чью эффективность никто не в состоянии оценить, юристов, мозги которым заменяет «Консультант+», «топ-менеджеров», которые, отучившись на МВА, заполняют никому не нужные бумаги.
За последние пять лет большинство наших компании начали неплохо зарабатывать, и, соответственно, расти в размерах. И рост был в основном не управляемым. Так вот, кризис – это возможность разобраться с набранным балластом! Пусть каждый менеджер объяснит, зачем ему нужен каждый из подчиненных, а заодно выяснится, нужен ли нам менеджер, не способный доказать полезность для компании своего подразделения.
Вывод 1: избавляемся от балласта! Пусть наш персонал не получает, а зарабатывает свое содержание!
В большинстве наших компаний нет практически никакой системы стимулирования труда. Сплошные «пэтч-ворки» из личных договоренностей. И уж тем более, очень мало кто в состоянии связно обосновать всю систему затрат на персонал. А отдельные руководители до сих пор думают, что эти расходы складываются из ФОТ и налогов.
Прежде чем лихорадочно сокращать количество сотрудников, имеет смысл посчитать собственные затраты на содержание трудовых ресурсов, понять, насколько они оправданы. Может быть, следует «ужаться» в чем-то другом и сохранить человеческий потенциал предприятия?
Напомню: никакой финансовый кризис не отменяет нашего кадрового голода. Кризис рынка труда придётся терпеть ещё как минимум несколько лет, пока спрос и предложение на рынке труда научатся ладить друг с другом. И, между прочим, не факт, что в связи с высвобождением работников предложение на рынке труда качественно улучшится – хороших работников компании постараются удержать.
На финансовом кризисе могут выиграть те работодатели, которые, не смотря ни на что, найдут возможность не только сохранить лучших работников, но и обновить коллектив, заменив «средних» и слабых более сильными, высвобождающимися с других предприятий. А то и целенаправленно переманивая нужных специалистов у конкурентов.
Ко всему прочему, можно не сокращать расходы, избавляясь от лишних, а использовать средства на удержание лучших.
Вывод 2: наведем порядок в своем доме!
Очень много сообщений в разных СМИ, что люди на предприятиях волнуются, а начальство помалкивает. Или хуже того, излучает многозначительные, но мало внятные сигналы о том, что предстоят, дескать, трудные времена. Знаете, чем нам это грозит?
Во-первых, лучшие работники, обладающие востребованными рынком квалификацией и личными качествами, не будут сидеть и дожидаться, пока их сократят, а начнут активный поиск работы. Это означает, что через некоторое время нам и сокращать никого не понадобится. Только понятно, что уйдут лучшие, а вот кто останется? И как дальше работать с такой «инвалидной командой»?
Во-вторых, насколько велики будут энтузиазм, отдача и качество работы у людей, которые в полной неопределенности ждут то ли увольнения, то ли понижения доходов? Правильно, лучше им сидеть дома, по крайней мере, ничего не испортят.
Вывод 3: не держите своих людей в неведении! Проведите грамотную PR-компанию среди персонала! (Если только сами знаете, как будете поступать в дальнейшем, иначе, при несовпадении обещанного и действительного, можно получить крайне отрицательный результат. Важно попытаться проанализировать ситуацию, разработать план мероприятий и придерживаться его.)
А если все же придется затягивать пояс? Все перечисленные пожелания хороши, но не для тех отраслей, которых финансовый кризис уже серьезно задел, и которые точно сухими из воды не выйдут.
Капитанам бизнеса страшно хочется отправить свой персонал на улицу «по собственному желанию», не заплатив увольняемым ни копейки. Мои знакомые юристы-трудовики, которые зарабатывают, защищая в суде обиженных работников, уже радостно потирают ручки. Наш наемный работник – не тот, каким был в 90-х гг. Он свои права знает, и в обиду себя не даст. Пусть работу потеряет, но потом через суд взыщет с работодателя столько, что мало не покажется.
А если у компаний таких работников десятки и сотни? И если они между собой договорятся? Через полгодика придется пожалеть, что уволили.
Вывод 4: Давайте действовать в правовом поле!
Вывод 5: Финансовый кризис дал нам повод заняться тем, до чего в прежние годы не всегда доходили руки – налаживанием грамотной, достойной ХХI века системы управления трудовыми ресурсами. Этим и стоит заняться сейчас, а паника – ни к чему.
По материалам сайта www.kadrovik.ru