Как стать добычей "охотника за головами".

Если вам уже позвонили хедхантеры, предлагая новые карьерные возможности и соблазняя большой компенсацией, поздравляем - вас заметили, признали достижения и оценили ваш потенциал. «Для нас самый главный показатель - это профессионализм кандидата, который, в частности, можно оценить по результатам компании на рынке, ведь любой бизнес делается руками конкретных людей. Если компания успешна, значит, в ней работают настоящие профессионалы, которых обязательно будут принимать в расчет хедхантеры», - говорит Ирина Пашинкина, директор по корпоративным отношениям компании RosExpert.

Даже если вы не думаете о смене работы, не отказывайтесь от беседы с консультантом - эта встреча может открыть перед вами новые горизонты.

Но что делать, если на вас пока не обратили внимание? Как попасть в поле зрения Executive Search специалистов, не повредив при этом карьере и репутации на рынке труда?

«Конечно, можно придерживаться правила, что все тайное становится явным. Возможно, что люди, коммуникации, связи, скорее всего, приведут к вам, но уповать на судьбу в сегодняшнем мире тоже не стоит. Можно сидеть и ждать пока что-то предложат, но лучше проявлять инициативу», - говорит партнер консалтинговой группы ИМИКОР Нина Карелина.Однако западные консультанты, считают, что рассылать резюме можно только в начале карьеры - перспективных и активных соискателей могут заметить и запомнить. Квалифицированный и высокооплачиваемый менеджер, напротив, не должен по своей инициативе обращаться к хедхантерам - «холодный» поиск может даже приостановить развитие карьеры, пишет Businessweek. Дело в том, что наиболее известные и влиятельные ES-консультанты очень редко читают (если не сказать - никогда не читают) резюме, которые они не запрашивали. Еще реже они предлагают своим клиентам встретиться с теми, кто обратился к ним по собственной инициативе. «Охотников за головами» так называют не зря. Они оправдывают свои высокие гонорары, находя исключительные таланты, потому что самые лучшие редко ищут работу.

Российские специалисты менее категоричны. «Настойчивость - письма и звонки - действительно производит негативное впечатление, - говорит Ирина Пашинкина. - Но мы обязательно читаем все полученные резюме, ничего не оставляя без внимания. Правда обращаемся к соискателям, как правило, в тот момент, когда появляется конкретный проект и становится понятно, какой специалист нужен клиенту».

По мнению Матвея Горбачева, директора по развитию бизнеса компании «Морган Хант», «если кандидат полон решимости сменить место работы, то лучше всего напрямую прислать свое резюме специалисту консалтинговой компании. Главное - иметь четкое представление, кто из ES-консультантов каким уровнем кандидатов занимается, какая у данного консультанта индустриальная специализация, какова репутация самой компании, предоставляющей ES-услуги, и каков круг ее клиентов».

Кроме профессиональных достижений, «охотникам» крайне важны личные рекомендации. Их значение не должны недооценивать даже наиболее уважаемые и квалифицированные топ-менеджеры. «Роль рекомендации в нашем бизнесе очень велика, - говорит Ирина Пашинкина. - Очень многие наши проекты реализуются именно за счет рекомендаций. Например, подходящий кандидат может работать в не очень известной компании, но при этом обладать большим потенциалом, и мы можем узнать о нем только от членов бизнес-сообщества».

Нужно помнить, что ES-компании привлекают больше кандидатов из своих собственных сетей, чем из других источников. Широта и качество личных и профессиональных связей в нужный момент позволят вам получить рекомендацию человека, к мнению которого обязательно прислушается хедхантер.

Способствовать привлечению внимания могут и публичные выступления, например, публикации в прессе или участие в конференциях. «Некоторая степень публичности, безусловно, помогает, но не является необходимой. Она, как и любой PR, должна быть тщательно продумана и строго регламентирована. Публиковаться нужно в изданиях с хорошей репутацией, а выступать на профильных конференциях», - говорит Ирина Пашинкина.

Конечно, у каждого соискателя внимания хедхантеров может и должен быть свой рецепт, свое ноу-хау. Самое важное, по мнению Геннадия Полетаева, генерального директора "Русской Инновационной Медиагруппы", особое внимание уделить трем вещам, в хронологической последовательности. Во-первых, «надо понять себя, четко осознать свои плюсы и минусы (это похоже на понимание Бренда по имени "Я")». Во-вторых, продуманный, умный самопиар и networking. И после всего этого, «не стесняясь, письма, звонки и встречи. И не резюме слать, а именно хорошо составленные письма! Это отдельная тема - составление исходящего, продающего письма. Письмом можно и себя показать и во встрече заинтересовать».

По материалам сайта rb.ru